Создание сайтов Нижний Новгород

Бугров Николай Александрович

Нижегородский купец XIX века Николай Бугров оставил в истории беспрецедентный пример «социально ответственного бизнеса», жертвуя на нужды общества едва ли не половину прибыли своей фирмы. 

Нижегородский промышленник-миллионер Николай Александрович Бугров, владелец фирмы «Товарищество паровых механических мельниц Бугрова» был и инноватором, и меценатом, и удачливым бизнесменом. Он одним из первых в России внедрил вальцовый способ помола. Данный способ на 15–20% увеличивал количество муки, производимой из того же объема зерна, что и при обычном помоле. Несмотря на то что Бугрову принадлежал фактически весь мукомольный бизнес Поволжья, топ-менеджмент его компании состоял всего из трех человек: его самого, приказчика и бухгалтера. Структура компании была настолько оптимальной, что впоследствии Сталин приводил ее своим экономистам как образец идеального управления. Бугров владел целым флотом, перевозившим его продукцию по Волге, и обладал правом на поставки хлеба царской армии. Был купец и крупнейшим домовладельцем своего родного Нижнего Новгорода — множество исторических зданий здесь построено именно им. При этом бизнес Бугрова был в полной мере социально ответственным: 45% своей прибыли промышленник тратил на благотворительность. Он был организатором первого в России старообрядческого санатория для работников, школ для их детей и т. п.

Президиум съезда старообрядцев во главе с Николаем Бугровым
Президиум съезда старообрядцев во главе с Николаем Бугровым

Вдовий дом, построенный Николаем Бугров для одиноких женщин с детьми

«Вдовий дом», построенный Николаем Бугровым для одиноких женщин с детьми

Кулачный бой перед ночлежкой. Видна знаменитая надпись
Кулачный бой перед ночлежкой. Видна знаменитая надпись


Цех по пошиву и ремонту мешков Передельновской мельницы

В то время среди деловых людей  кроме юридических законов были чрезвычайно распространены неписаные законы чести, которые были даже важнее государственных. Слово купца или дворянина стоило немало.  Репутация накапливалась  годами и десятилетиями упорной работы и для её владельца была не менее ценной, чем опыт и торговый капитал.

Николай Александрович Бугров был ревностным хранителем купеческих традиций и образцом честного купца. Его слово было весомей сотен расписок и договоров. Того же требовал он и от своих партнёров, а тем более подчинённых.  Провинциальный купец мог быть неграмотным, мог не знать ценности векселей и других письменных документов, но он знал цену своему слову. Герой знатока купеческого быта — А.Н.Островского, делец Кнуров, говорит  своему младшему товарищу: «… дав слово, держись, а не дав, крепись! Вы купец, вы должны понимать, что значит слово». Предприниматели ценили свою честь превыше всего.

Однажды некий купец занял у Николая Александровича в долг большую сумму денег. Давая в долг, Бугров никогда не брал расписок, достаточно было честного слова. Купец попал в трудное финансовое положение и вернул долг на два дня позже обещанного срока. Принимая у него деньги, Бугров сказал: «Больше я вам не доверяю. Надо было имущество своё продать, а долг вернуть вовремя. На том  держится купеческая честь». Весть об этих словах облетела деловые круги Поволжья моментально,  и больше с этим купцом никто не вёл никаких дел. Он был  обречён на разорение.

Кстати, слова «стереть в порошок» — это тоже из истории купеческих традиций. Известно, что на собрании купцов 1 гильдии фамилию человека, не сдержавшего слова, записывали мелом на доске и затем стирали тряпочкой. После чего такой человек уже не мог называться купцом 1 гильдии и появляться в купеческих собраниях этого уровня. Долг больше никто не требовал, но виновного «передавали Божьему Суду и собственной совести». Такой приговор для православного человека был очень серьезным.

В XIX — начале ХХ века в России существовало хорошее правило — на магазинах, ресторанах, гостиницах, в названиях  промышленных предприятий указывать не просто название, но и  фамилию владельца, причем большими буквами, на самом видном месте. В Нижнем Новгороде и его окрестностях, где были особенно сильны купеческие традиции,  эта привычка жива и поныне. Там, где в Москве напишут «магазин Продукты», в Нижнем будет, например «ИП Иванов». Потомок Николая Александровича Бугрова, желая возродить традиции своих предков и надеясь быть достойными их, продолжает эту традицию. Так и появилась в 21 веке веб-студия «Бугров».